воскресенье, 28 мая 2017 г.

Отчёт по теме самообразования "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

За 2016-2017 уч. год мною была изучена следующая методическая литература:
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Материалом для чтения в детском саду служат большей частью произведения художественной литературы и народной поэзии.  Писатель, поэт рассказывают о людях, их поступках, чувствах и переживаниях, о событиях, происходящих на их глазах, об участии их в этих событиях, их отношении к окружающему.
Чтобы верно, правдиво донести до маленьких слушателей образы произведения, помочь им правильно понять идею произведения, воспитатель должен уметь выразительно его прочитать или образно рассказать.
Воспитатель должен уметь раскрывать образную структуру произведения, выражаемую в языке, за словами видеть образы, ведущие к пониманию идеи, замысла писателя. «Говорите не столько уху, сколько глазу»,— советует К. С. Станиславский.
В восприятии художественного произведения участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического  развития важен правильный подбор художественных произведений.
Подбирая художественное произведение – рассказ, стихи, сказку, воспитатель детского сада в первую очередь оценивает его со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения для ребенка. Однако при выборе художественного произведения для детей, вопрос о  доступности языка определяется главным образом его смысловым составом. Незнакомые слова объясняются заранее или заменяются знакомыми.
 Боголюбская М.К. считает, что выразительное чтение складывается из техники речи и приемов художественного исполнения.
А) Техника речи – совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, дикция, орфоэпия.
Б) Приемы художественного чтения и рассказывания: основной тон, интонация, логика чтения, паузы, темп, сила голоса, поза, мимика и жест.
Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературных произведений и понимать некоторые особенности формы, выражающей содержание, т. е. могут уже различать литературные жанры и характерную их специфику. Они легко различают прозу и поэзию, говорят, что стихи написаны складно, их можно петь, т. е. замечают ритмическую и метрическую организованность созвучие стихотворных строчек, Надо обращать внимание детей на особенности жанров, тогда они будут глубже осознавать художественные достоинства литературных произведений.
Каждое занятие по заучиванию стихотворений ставит перед педагогом много задач: он должен выразительно читать стихотворение, правильно ставить вопросы, обращая внимание детей на содержание и выразительные средства произведения, учить выразительному чтению, находя правильные интонации, верно расставляя логические ударения, соблюдая паузы, управляя своим голосом (повышая или понижая его в нужных местах).
Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности — словесном творчестве.
Но для того чтобы этого достичь, необходима специальная работа по анализу литературных произведений, в результате которой дети научатся различать литературные жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, взаимосвязь содержания и художественной формы.
Для углубления восприятия литературных произведений необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов, на словоизменение и подбор рифмы к заданному слову. Только тогда, когда дети сами овладеют способом выражения в слове определенного художественного содержания, они смогут более глубоко осознать различные художественные средства.
Большое значение имеют чувственно-наглядный опыт ребенка, подготовка его к восприятию литературного произведения, воспитание образного видения мира. Поэтому хорошо обратить внимание детей, например, в стихотворении Есенина «Белая береза»,  на березу, осыпанную снегом, чтобы они увидели и пушистые ветки, и снежную бахрому. И если у этой березы дети услышат чарующие строчки есенинского стихотворения, они глубоко поймут красоту произведения. Можно накануне рассмотреть репродукцию картины К. Юона «Зима» и обратить внимание детей на красоту изображенных на ней берез, покрытых снегом.
Так, на каждом занятии детей учат выделять художественные средства в стихотворных произведениях и, кроме того, закрепляют в самостоятельной детской деятельности знания, полученные на занятии, т. е. развивают поэтический слух.
При ознакомлении с жанром рассказа воспитатель должен объяснить, что рассказы повествуют о каком-нибудь событии или случае из жизни, что рассказы бывают разные: о людях и природе, смешные и грустные, короткие и длинные.
После чтения рассказа нужно спросить детей, что им прочитали (сказку, стихотворение или рассказ), почему они думают, что это рассказ, а не сказка или стихотворение. Затем задаются вопросы, выясняющие понимание детьми основного смысла рассказа, моральных поступков героев, обращается внимание на художественную форму рассказа (как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какими словами характеризует героя и т. п.). Занятия по чтению рассказов хорошо связать с выполнением творческих заданий на подбор синонимов и антонимов к заданному слову, которое можно взять из текста рассказа.
Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
 Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
На занятиях по чтению и рассказыванию сказок нужно подвести детей к пониманию жанра сказки, обратив их внимание на специфичность художественной формы, образность языка (повторы, зачин, концовка, сравнения, постоянные эпитеты), учить понимать отличие сказки от рассказа.
Эти задачи могут решаться на каждом занятии по чтению или рассказыванию сказки, но особенно они нужны при чтении авторских сказок, когда детям можно предложить самим определить жанр произведения. Например, после чтения сказки П. Бажова «Серебряное копытце» или сказки М. Горького «Воробьишко» спросить, что прочитано — рассказ, сказка или стихотворение. Дети начинают рассуждать, что в названных произведениях звери и животные разговаривают, а это случается только в сказках, стало быть, прочитанное произведение — сказка.
Так в самой элементарной форме дошкольники начинают понимать специфические особенности жанров. Они уже могут объяснить, чем рассказ отличается от сказки, в чем отличие прозы от ритмически организованной речи.
Так, в результате обучения элементарному анализу особенностей художественного текста совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).
Но не всегда дети используют полученные знания и умения в собственной деятельности. Они замечают образные слова, сравнения, эпитеты в литературном произведении, но сами применить их не могут. Выполнение творческих заданий, т. е. систематические упражнения, помогает им использовать эти знания в своей речи и в самостоятельной деятельности — творческом рассказывании.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
В пособии содержатся программа и методические рекомендации по приобщению детей 2–7 лет к художественной литературе. В книге представлен перечень произведений художественной литературы для чтения детям. Литературный материал подобран таким образом, чтобы обеспечить развитие художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетического вкуса, культуры восприятия произведений.
Воспитание читателя – процесс длительный и трудоемкий. На протяжении всего дошкольного детства детям рекомендовано читать соответствующие возрасту произведения. Автор приводит перечень произведений для чтения дошкольникам.
Гербова В.В. рекомендует: «Детям любого возраста по возможности следует читать каждый день (новые и уже знакомые произведения). Программные задачи необходимо решать и на занятиях, и вне их».
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.
Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее:
- пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей;
- формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы;
- рост внимания к выразительным средствам языка;
- герои произведения становятся им ближе и понятнее;
- сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер;
- понимание сложных скрытых мотивов поведения героев;
- чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего);
- продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение;
- способность к элементарному анализу литературных произведений.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.
 Н. С. Карпинская считает, что  художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В  рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской  речи; в сказках – меткость, выразительность.
       Из  книги ребенок узнает много новых  слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и  поэтической лексикой. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, что  развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями  в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.
       5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969.
Данное пособие предназначено прежде всего учителям, но и для воспитателей детских садов оно является не менее полезным и интересным. Учитель, как и воспитатель влияет на своих подопечных своим примером. Его речь должна быть ясной, четкой и выразительной. Недаром А.С. Макаренко считал речь основным элементом «педагогической техники».
Объясняет ли педагог, рассказывает ли, читает ли, беседует ли, или слушает ответы воспитанников, он следит не только за содержанием, но и за формой речи.
Выразительное чтение - искусство, такое же самостоятельное, как музыка или живопись. Но каждое из этих видов искусства может привлекаться при изучении языка и литературы. Разница только в том, что привлечение выразительного чтения более необходимо и более плодотворно, чем привлечение всякого другого вида искусства.
Найдёнов Б.С. считает, что самостоятельной, естественной речи ребёнка всегда свойственна выразительность. Задача педагога поддерживать выразительность речи ребёнка, не забывая о выразительности собственной речи.
6. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с литературой. – М., 1998.
В книге раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников всех возрастных групп с художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм); дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
На протяжении всего учебного года в группе старшего дошкольного возраста проводился ежедневный вечер чтения. Для чтения детям я подбирала как произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы», так и непрограммные произведения.
В результате ежедневного чтения большая часть детей группы научилась различать жанровые особенности произведений. Также у детей развилась способность испытывать сострадание и сочувствие героям книг. Я стараюсь читать детям книги, красиво оформленные, с цветными иллюстрациями, тем самым поддерживая интерес к книге.
В ноябре 2016 года я знакомила детей со сказками А.С. Пушкина. Детям были прочитаны «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В конце месяца была организована выставка рисунков по сказкам А. С. Пушкина.
Вот некоторые из них:




Дети с большим интересом слушают сказки, произведения о животных, их привлекает творчество К.И.Чуковского.
В январе был проведён конкурс «Кто больше загадок, скороговорок, считалок знает?», в котором дети показали свои знания малых жанров фольклора.
В марте прошло развлечение «Расскажи стихи руками». В проведении этого развлечения мне помогла книга «Расскажи стихи руками», составители Бардышева Т.Ю., Щербакова Т.Н.
В апреле был поставлен спектакль по мотивам русских народных сказок «Русская народная сказка глазами детей». В начале мая был проведён вечер памяти, на котором дети читали стихи о войне. Никишина Ангелина выступила на районном конкурсе чтецов «Дети читают стихи о войне».
РАБОТА С СЕМЬЁЙ
В сентябре мною была подготовлена консультация в родительский уголок на тему «Насколько важно читать ребёнку»
В октябре был проведён семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
В январе был организован открытый показ образовательной деятельности на тему «Чтение сказки В.Сутеева «Палочка-выручалочка».  
В мае был создана фотовыставка «Наши юные таланты".
Вот некоторые фотографии с нашей фотовыставки:




САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
В сентябре я подбирала произведения для чтения детям в соответствии с темами периодов.
В ноябре я выступила на педагогическом совете с консультацией для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития ребёнка».
В феврале я выступила на семинаре-практикуме с докладом и презентацией по теме «Воспитание этических норм у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы».
Также в мае мной был подготовлен отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Если у вас возникли какие-то вопросы, пожелания, можете оставить комментарий.
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё Имя или Ник.
- Нажмите "Продолжить" и напишите всё, что хотели.
- Нажмите "Публикация".

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.